Не дай себя в обиду: психологические приемы, которые помогут поставить хама на место!



Библейская легенда гласит, что свое начало хамство берет от третьего сына Ноя — Хама. Однажды юноша увидел, как отец спит без одежды, и, вместо того чтобы прикрыть его наготу, в тот же час рассказал об увиденном своим братьям. Такой поступок свидетельствовал не только о неуважении к своему родителю, но и нарушал обычаи того времени. Расплата была жестокой: один из сыновей Хама — Ханаан — был отдан в рабство. Между этой историей и грубостью продавщицы в магазине нет ничего общего? К сожалению, это не так, ведь хамство по своей сути есть не что иное, как отсутствие уважения не только к другим, но и к самому себе.
Что нужно делать, чтобы избежать открытого конфликта?
1. Постарайся понять того, кто тебе грубит
На первый взгляд кажется, что это очень сложно. Но если узнать о причинах, которые подтолкнули человека так низко опуститься и оскорбить другого, это позволяет как минимум не принимать хамство близко к сердцу. Как поется в известной детской песенке: «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Помни, хамят от недостатка самоуважения и при желании самоутвердиться.
2. Соблюдай дистанцию
Зачастую остроумный ответ приходит на ум поздно — когда хам уже благополучно скрылся из поля зрения. Согласны, от этого очень часто страдает самооценка, но помни, что говоря грубость, хам и не думает вступать с тобой в диалог.  А еще не бойся и ни в коем случае не показывай грубияну свой страх.
3. Действуй неожиданно
Если тебе захотелось обвинить хама в его непозволительном поведении, задумайся, для чего тебе это нужно. Согласись, крайне сомнительно, что посторонний человек скажет фразу вроде: «Благодарю, что обратили внимание на мою грубость и бестактность. Обещаю, вы больше не увидите, что я веду себя подобным образом». Лучше всего постарайся мягко, но настойчиво объяснить, что хам не имеет права так с тобой обращаться. Например: «Я вижу, что вы недовольны моим поведением (поступком), извините». Можно также воспользоваться манипулятивной фразой: «Я могу вам как-то помочь?» Используя эти приемы, ты покажешь свою силу и в то же самое время не опустишься до бестактности.

Какие еще можно использовать фразы?

1. «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?»

Таким образом ты показываешь, что агрессор не имеет права вмешиваться в твою личную жизнь. Какое бы у него ни было высокое положение, ты указываешь на несоответствие реального статуса грубияна и той роли, которую он для себя выбрал.
2. «Это утверждение?», «Это указание?», «Это вопрос?»
Такие фразы используй в том случае, если ты чувствуешь, что тебя задели за живое, но не понимаешь, с чем именно ты не согласен.
3. «Что заставляет вас говорить мне такое?», «Что заставило вас такое мне сказать (сделать)?»
Используя этот прием, ты показываешь агрессору, что он стал заложником собственных страстей и эмоций. Кстати, помогает безотказно.
4. «Не повышайте на меня голос», «Не стоит говорить со мной таким тоном», «Пожалуйста, не высказывайтесь обо мне в третьем лице, если я нахожусь с вами в одном помещении».
Ставь на место обидчика фразами, которые можно представить с помощью слуха или зрения. Если ты выскажешь что-то абстрактное, вроде: «Прошу вас перестать вести себя по-хамски», то обидчик может пропустить это мимо ушей, ведь то, чего он не видит и не слышит, может считаться твоим субъективным мнением.
5. «Как я могу исправить ситуацию, чтобы вам больше не хотелось мне хамить?», «Скажи, что мне сделать, чтобы ты не был со мной так груб?»
Помни, что конфликт возникает там, где не хватает взаимопонимания. Стоит только наладить отношения, как хамство исчезает само собой.

К сожалению, в наши дни хамство стало нормой, а не исключением из правил. Повсюду: в транспорте, в магазинах, на работе и даже в собственной семье люди грубят друг другу, срывают злость, говорят неприятные шуточки или очень обидные слова. Расскажи своим друзьям, как вести себя с агрессором. К сожалению от хамства никто не застрахован.